г. Челябинск, Красное поле, Авиаторов 1

Бордюр и поребрик: описание и технология укладки

Бордюр или поребрик

Содержание:



Благоустроенные города и загородные участки радуют взор. Завершенный образ помогают создать бортовые камни, которыми окаймляют дороги, площадки, клумбы и газон. Они являются не только украшениями в ландшафтном дизайне, но и функциональными элементами, без которых тротуарная плитка разъезжалась бы в сырую погоду. Поговорим о бордюре и поребрике, их разновидностях, способах производства и укладки бортовых камней.

Бордюр или поребрик?


Бортовой камень называют поребриком или бордюром. Какое из названий вернее отражает сущность понятия? На самом деле поребрик и бордюр — это не виды бортовых камней, а способы их укладки:

  • Бордюр — это бортовой камень, не образующий ступени, укладывается заподлицо. Призван для соединения двух горизонтальных поверхностей, лежащих на одном уровне. Встретить бордюр можно на границе тротуара и проезжей части;
  • Поребрик — бортовой камень, уложенный с образованием ребра, или ступеньки. Призван для соединения двух поверхностей, лежащих на разных уровнях вертикали. Поребрик встречается чаще: на границе тротуаров и проезжей части, газона, цветочных клумб.

Иногда используются сразу два способа укладки бортовых камней. Это актуально для пешеходных переходов. Поребрик, окаймляющий дорогу, начинает плавно переходить в бордюр, не образующий ступень. Поэтому тротуар у пешеходного перехода лежит на одном уровне с проезжей частью. Однако в быту не делают акцент на разнице между поребриком и бордюром, поэтому будем использовать их как синонимы.

Виды и назначение бортовых камней


Бортовые камни в зависимости от назначения разделяют на три группы:

  • Дорожный бордюр — для окаймления проезжей части;
  • Тротуарный — для создания бортов тротуарных дорожек;
  • Декоративный — предназначен для окаймления декоративных элементов ландшафтного дизайна, функциональные качества играют меньшую роль.

Разновидности бортовых камней отличаются размерами. Самыми габаритными являются дорожные бордюры, так как они не только сохраняют целостность дорожного покрытия, но и обеспечивают защиту пешеходов от наезда неаккуратных водителей. Поребрик для тротуара менее громоздкий — он отвечает за сохранность целостности вымощенного плиткой участка и за ограничение распространения растительности. Декоративный бортовой камень еще меньше, и он окаймляет отдельные элементы: клумбы, садовые дорожки, площадки вокруг беседок. Тротуарный и декоративный бордюры являются взаимозаменяемыми.

Поребрик также делится на несколько видов в зависимости от формы внешнего ребра. Оно может быть:

  • Под прямым углом (квадратным);
  • Скошенным под определенным углом (наклонным);
  • Округлым (как с одной, так и с двух сторон);
  • D–образным;
  • Волнообразным (с плавными или резкими границами).

Высота бордюров обычно колеблется в диапазоне 20–30 сантиметров. Ширина его в зависимости от назначения колеблется в рамках 3–18 сантиметров. Длина поребрика стандартно составляет 50 или 100 сантиметров. При необходимости во время укладки его ломают, чтобы получить менее короткие элементы.

Производство бордюра и поребрика


Существует два способа производства бортовых камней:

  • Вибролитье;
  • Вибропрессование.

Изготовление вибролитых бордюров предполагает ручной труд. Готовые изделия отличаются низким качеством. Внутри и снаружи прослеживаются крупные поры, снижающие прочность: долговечность таких камней не более 2 лет. Искаженная геометрия снижает эстетические свойства бордюра.

Вибролитый бортовой камень внутри содержит арматуру. Ей свойственно смещаться ближе к поверхности бордюра. Со временем она стирается или скалывается, обнажая железные прутья. Они начинают ржаветь, отчего бордюр разрушается полностью. Более того, вибролитый поребрик сильно страдает от мороза.

Метод вибропрессования полностью автоматизирован. От вибролитья отличается тем, что не требует дополнительного армирования и при изготовлении бордюра используют меньше воды. Поэтому в структуре изделий меньше пор, отчего прочность становится выше. Вибропрессование позволяет добиться четкой геометрии и производства поребрика разнообразных форм и размеров. Такой поребрик не боится морозов и имеет увеличенный срок эксплуатации без потери эстетических свойств.

Технология укладки бортовых камней


Нет разницы, каким способом вы будете укладывать бортовой камень — поребриком или бордюром. Черед действий будет одинаковым:

  1. Рытье траншеи, глубина которой зависит от высоты бордюрного камня. Для поребрика — 1/3 от высоты, для бордюра — практически на всю высоту;
  2. Утрамбовка почвы траншеи;
  3. Создание разметки с помощью колышков и нити. Нитка должна быть натянута строго по горизонтали. Понадобится уровень;
  4. Укрепление бордюра путем засыпки дна траншеи сухой смесью песка и цемента (соотношение 3 к 1);
  5. Окончательное решение о высоте, на которой будет располагаться верхняя граница борта. Для этого нить либо опускают, либо поднимают;
  6. Приготовление цементного раствора в соотношение 1 к 4;
  7. Укладка бордюрного камня в соответствии с определенным ниткой уровнем. Понадобится киянка;
  8. Заделка швов цементным раствором в соотношении 1 к 2.

Ширина шва не должна превышать 5 миллиметров. При необходимости камни раскалывают. Установка бордюров производится до укладки плитки. Если производилось окаймление клумб, то после высыхания раствора поребрик можно заваливать с боков землей.

Современный бордюр выполняется не только в сером цвете, который можно наблюдать по обочинам дорог. Тротуарный и декоративный поребрик отличается разнообразием форм и расцветок. А так как окрашивается сама смесь во время производства путем добавления в него пигментов, а не поверхность изделий, то цвет их сохраняется в течение всего периода эксплуатации. А вибропрессованные бордюры за счет повышенной прочности дополнительно обеспечат защиту от нежелательного распространения растений, осыпания земли и разъезда плитки на несколько лет.

ajaxLoader
Менеджер сайта
Я отвечу на все ваши вопросы